![]() |
Корабль Беринга "Святой Петр" главная >> продажа в Москве (ТЦ "Гвоздь") |
Святой Петр Россия, 1741 г.
Корабль Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Масштаб 1:50. Размеры: длина 510 мм, высота 410 мм, ширина 200 мм. Модель корабля знаментого путешественника и исследователя Витуса Беринга 8-пушечный (по предполагаемому проекту) пакетбот "Святой Петр" был построен в 1741 году в Охотске для Великой Северной экспедиции под командованием командора Российского флота датчанина (голштинского немца) на русской службе Витуса Беринга, выбранного начальником этой экспедиции еще Петром I. Выбор Петра I был далеко не случаен и прозорлив, Витус Беринг был по-настоящему великий моряк. Еще в молодости на голландской службе он совершил путешествие в Вест-Индию и имел очень большой опыт плавания на кораблях самых различных типов и классов. В то же время, будучи голштинским немцем, Витус Беринг обладал чрезвычайн характерной немецкой исполнительностью, добротой и хорошим характером. Недаром в конце Северной войны Витус Беринг был командиром самого большого 70-пушечного линейного корабля Российского Балтийского флота "Мальбрук". На Витуса Беринга легла большая задача - построить корабли "Святой Петр" и "Святой Павел" надо было в Охотске, где ничего не было, даже самого элементарного, и все, вплоть до гвоздей, надо было везти за тысячи километров из Адмиралтейства Санкт-Петербурга. Прототип "Святого Петра", гамбургский эверс, широко применялся по всему побережью очень бурного Немецкого (Северного) моря. Корабль отличался хорошей для тех условий мореходностью, простотой конструкции и относительной легкостью постройки, хорошей маневренностью. Обладая истинно немецкой исполнительностью, Витус Беринг блестяще справился со своей задачей, не учтя только одного. Он взял за основу пакетботов гамбургский эверс, получив корабли с недостаточной мореходностью в условиях великих штормов северной части Тихого океана. Мы провели длительные дополнительные исследования и пришли к выводу, что, хотя пакетботы были 8-пушечными, а пушки надо было везти "на себе" из Петербурга в Охотск, на кораблях было установлено по 4 пушки, чего вполне хватало для самообороны. В целом, на наш взгляд, так как архивных чертежей не сохранилось, да и вряд ли вообще были какие-либо чертежи в то время в Охотске, корабли были очень мореходные и легко управляемые, обладавшие достаточными удобствами для размещения командора, сил научной экспедиции и представительских целей. Следует только удивляться и поклоняться чрезвычайному искусству Великого русского моряка и путешественника Витуса Беринга, построившего такие замечательные кораблики в условиях настоящей русской "черной дыры" Охотска, где две избы и два сарая", и ничего более нет - ни инструмента, ни людей, а растут только лиственницы. К несчастью, "Святой Петр" и "Святой Павел", сначала совершавшие совместные плавания, из-за штормов и непогоды разлучились и возвращались назад самостьятельно. При возвращении корабли были застигнуты великим тихоокеанским штормом и только благодаря великому искусству моряка Витуса Беринга "Святой Петр" нашел единственную гавань на Командорских островах, но! при входе в гавань корабль с насмерть укачанной и больной от цинги командой сел дном на плоский камень, был сильно поврежден и выброшен штормом на побережье. Часть команды впоследствии спаслась, построив из обломков "Святого Петра" новое судно, достигла Петропавловска-Камчатского, но Витус Беринг умер на острове. Большой популярностью среди судомоделистов пользуются чертежи пакетбота "Святой Петр", опубликованные в начале 1970-х г.г. в журнале "Моделист-Конструктор". Автор этих чертежей, капитан 2 ранга В.Е. Науменко, член Союза художников России, член Союза журналистов, внес огромный вклад в популяризацию истории Русского флота. Он опубликовал в 1970-80 гг. множество чертежей самых различных кораблей Русского и Советского флота. Однако, при все моем уважении как к В.Е. Науменко, так и к его творчеству, надо сказать, что он допускал многочисленные упрощения и искажения в чертежах. Очень характерным примером как раз и являются опубликованные в "Моделисте-Конструкторе" чертежи корабля Беринга "Святой Петр". Ничего похожего на чертежи этого корабля не сохранилось, да и какие (и на чем?) могли быть чертежи в середине XVIII века в Охотске, "на краю света"? Разве что углем по доске... Видимо, опираясь на слова "двухмачтовый пакетбот", Науменко и нарисовал судно с развитой оснасткой классического брига начала даже XIX века, только "сняты" брамсели. Кое-что взято и из более позднего времени, например металлические скоб-трапы. И как могли построить что-то подобное в Охотске, когда все, вплоть до гвоздей, блоков и тросов, приходилось везти из центральной России? Даже с мачтовым лесом были проблемы! Корабль должен был быть не только мореходным и надежным, но и простым в постройке. Датчанин Беринг взял за основу проверенный временем, хорошо ему известный и широко распространенный в Северном море эверс, приспособив его для более длительных переходов и размещения личного состава экспедиции. Корабль должен был получить более высокий надводный борт, полубак и ютовую надстройку с каютами: для себя по немалому чину, для членов экспедиции (например, немца Стеллера) и офицеров. В то же время осадка осталась относительно небольшой из соображения подхода к неизвестному берегу. Парусное вооружение выбиралось исходя из простоты управления, в том числе и такое, чтобы требовало минимального количества блоков и снастей. Естественно, Беринг не стал изобретать что-то новое и непроверенное, а взял за основу парусное вооружение небольших торговых кораблей Северного и Балтийского моря с прямыми парусами на фок-мачте и косой бизанью. Такое вооружение позволяло как использовать попутный ветер, так и лавировать, причем обходиться для управления парусами небольшим количеством профессиональных матросов. Поэтому показанная реконструкция корабля Беринга "Святой Петр", выполненная в макетной студии SMC, гораздо ближе к истине, чем то, что было построено по чертежам уважаемого В.Е.Науменко. Все модели, выполненные по этим чертежам, неправильны в принципе. |
© Copyright 2000-2008 ТО "Ретро-Флот"